Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
В России построят сеть вертолетных площадок для эвакуации пострадавших с мест ДТП. Этот вопрос по поручению кабинета министров проработают профильные министерства. Развитие санитарной авиации — один из факторов, который позволит значительно снизить смертность на дорогах к 2024 году, заявили «Известиям» в Минтрансе. В стране нужно создать около 670 новых площадок, на что требуется примерно 3 млрд рублей.
Пошли на взлет
Минтранс и Минздрав совместно с Минфином до 1 апреля 2020 года должны представить предложения по созданию в стране сети вертолетных площадок для эвакуации участников ДТП. Такое поручение содержится в протоколе (есть у «Известий») декабрьского заседания правительственного проектного комитета по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД).
Просто космос: систему ЭРА-ГЛОНАСС подключают к ДТП
С 2021 года оформление аварий по европротоколу должно заметно упроститься
«Представить в комитет системное решение, в том числе <...> по возможному источнику финансирования, владельцам площадок, механизмам эксплуатации санитарной авиации и оптимальной логистике перемещения пострадавших», — говорится в документе.
Как следует из протокола, мероприятия по строительству посадочных площадок предлагается включить в БКАД и увязать эту работу с нацпроектом «Здравоохранение». В Минфине переадресовали вопросы «Известий» в Минздрав и Минтранс. В Минтрансе подтвердили работу в данном направлении, в Минздраве на момент публикации не ответили на запрос.
В стране медицинским учреждениям требуется около 670 вертолетных площадок, сообщается в материалах к заседанию. Стоимость каждой оценивается в сумму от 16 млн до 50 млн рублей в зависимости от оснащения. Как следует из документа, только для строительства площадок ориентировочно потребуется примерно 3 млрд рублей.
В ожидании вертолетов
Оказание услуг по доставке пострадавших вертолетами в больницы сейчас субсидируется по линии Минздрава. К проекту «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах РФ» в прошлом году присоединились 15 регионов, в нынешнем будет охвачен еще 21, а в следующем — вся территория страны, отмечается в материалах к заседанию. В частности, в 2018-м было выполнено около 6,7 тыс. полетов, перевезено 9,2 тыс. человек (включая 1,8 тыс. детей). До конца этого года в субъектах, присоединившихся к проекту, планируется построить или реконструировать, как минимум, по одной вертолётной площадке при медицинской организации. Это планируется сделать за счёт региональных бюджетов и с привлечением частных средств. В проекте Минздрава по оказанию экстренной помощи задействовано более 30 авиапредприятий.
Беспилотный сервис под ключ: в Москве построят полигон для беспилотников
В городе появится место, где можно будет тестировать беспилотный транспорт
В 2018 году единственным исполнителем работ по оказанию медпомощи была назначена правительством «Национальная служба санитарной авиации» (НССА), что дает право региональным властям заключать с ней контракты без конкурса. Тогда же «Вертолеты России» (входят в «Ростех») договорились с НССА о поставке парка из 150 вертолетов (104 «Ансата» и 46 единиц Ми-8АМТ) на сумму более 40 млрд рублей.
Но формирование авиапарка для национального оператора санитарной авиации забуксовало еще на старте. В 2018 году НССА получила всего 8 вертолетов. Как сообщается в материалах к заседанию по БКАД, в прошлом году компания должна была получить еще 69 и 73 — в 2020-м. Но в НССА уточнили «Известиям», что в прошлом году было передано восемь вертолётов, а в нынешнем ожидается поставка 21 машины (четырех Ми-8 и 17 «Ансатов»). Сейчас прорабатывается новая модель финансирования, планы дальнейших поставок не определены, добавили в компании.
— Чтобы программа санавиации охватила все регионы РФ к 2025 году, по нашим оценкам, требуется поставка около 365 вертолетов. На сегодняшний день в рамках федерального проекта по развитию санитарной авиации поставлено порядка 70 машин, — заявили «Известиям» в «Вертолётах России».
Для спасения жизней
Всего в стране зарегистрировано более 2 тыс. посадочных площадок, которые могут использоваться санитарной авиацией и авиацией общего назначения, сообщили «Известиям» в пресс-службе Минтранса. Сколько из них при медучреждениях, не уточнили. По данным ведомства, сегодня наибольшее количество вертолетных площадок требуется 14 субъектам, включая Дагестан (51 площадка), Краснодарский край (43), Нижегородскую (34), Брянскую (22), Московскую области (21) и Республику Крым (21).
Беспилотный сервис под ключ: в Москве построят полигон для беспилотников
В городе появится место, где можно будет тестировать беспилотный транспорт
В НССА отметили, что для тяжелых Ми-8 потребуются посадочные площадки также вдоль автомагистралей, «Ансатам» они нужны только для дежурства (базирования) «на минимальном расстоянии от зоны ответственности». Именно легкие «Ансаты», которые могут садиться на проезжую часть в нескольких метрах от аварии, чаще всего используются для эвакуации пострадавших в ДТП, Ми-8 — для транспортировки пациентов из одного медицинского учреждения в другое.
В Минтрансе добавили, что в рамках реализации проекта также будет прорабатываться вопрос развития материальной базы действующих авиапредприятий в регионах или образования новых.
В компании «Русские вертолетные системы» сообщили, что значительная часть инвестиций в развитие инфраструктуры санавиации идет от самих операторов.
— Вкладывать необходимо в обучение пилотов и техников, а также в инфраструктуру. Так, для санитарной авиации самостоятельно подобрали и оборудовали около 200 площадок, в Кургане построили оперативный центр вертолетной медицины, — сказал «Известиям» директор по PR компании Азад Каррыев.
По его словам, основная проблема действующих операторов санитарной авиации в «коротких» контрактах — от трех месяцев до года. Это не позволяет формировать финансовый план работы, в том числе по пополнению авиапарка.
В Европе санитарная авиация применяется в основном в мегаполисах, чтобы не зависеть от пробок, сказал «Известиям» директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. В нашей стране с ее огромной территорией основная задача также — добраться до пострадавшего в течение так называемого золотого часа — когда вероятность успешности реанимационных мероприятий наиболее велика.
Аналитик «Финама» Дмитрий Баранов полагает, что на решение этой задачи с учетом поставки оборудования для медучреждений потребуются десятки миллиардов рублей.
В основном финансировать проект придется за счет средств федерального бюджета (регионы не справятся), а сами площадки целесообразно передать на баланс дорожников, полагает Михаил Блинкин. Развитие санавиации поможет достижению показателей, обозначенных в нацпроекте БКАД, — снижение смертности на дорогах с 13 до четырех человек на 100 тыс. жителей к 2024 году, отметили в Минтрансе.
Источник: iz.ru